26 июля исполнилось 50 лет Сергею Андреевичу Богушевичу,  полковнику в запасе, начальнику Калининградской объединенной спортивно-технической школы (КОСТШ) ДОСААФ России, председателю местного отделения ДОСААФ России муниципального образования «Город Калининград». Техническая школа, возглавляемая C. А. Богушевичем, является ведущим образовательным учреждением дополнительного профессионального образования ДОСААФ России в Калининградской области. Коллективы регионального отделения ДОСААФ и его структурных подразделений поздравляют Сергея Андреевича с золотым юбилеем, желают ему крепкого здоровья, семейного благополучия и успехов в многогранной деятельности на благо Родины и ДОСААФ России.

Из семерых он один поступил в училище

Сергей Богушевич родом из Белоруссии, из крепкого рабоче-крестьянского  поколения, из семьи, где росли трое мальчишек. Он был старшим братом. Все его детство и юность прошли в деревне Гольшаны Ошмянского района Гродненской области. Как все деревенские мальчишки был приучен к труду, помогал в поле и по хозяйству своим дедам и родителям. Работал на сенокосе, заготовке дров… В Гольшанах окончил среднюю школу, в системе УПК — учебно-производственном комбинате – учился на водителя категории «С». Грузовик ГАЗ-52 был первым, на котором он гонял по белорусским дорогам. Тогда же, в 1985-м, получил свои первые водительские права. Забегая вперед, скажу, что вторые права водителя категории «С» он получил будучи курсантом училища, когда ему исполнилось 18 лет.

Деревня Гольшаны имеет богатое историческое прошлое, где до сих пор сохранились руины Гольшанского замка 17-го века, монастырь того же времени постройки. На летних каникулах в течение трех лет Сергей участвовал в научных экспедициях, которые проводили археологи из Минска, помогал в раскопках на призамковой территории. Оттуда и возник у подростка интерес к истории, коллекционированию старинных монет. Он всегда с готовностью отправлялся в поездки, которые организовывали школьные педагоги. Мальчишкой побывал в Минске, Гомеле, Ленинграде, любил слушать экскурсоводов… Но историком не стал, потому что поехал поступать в Ташкентское высшее танковое командное ордена Ленина училища имени дважды Героя Советского Союза маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко.

— Оттуда, из училища, приезжали наши же гольшанские ребята, которые там учились, и агитировали нас поступать к ним. На каждом вечере встречи с выпускниками школы выступал кто-то из приезжих и рассказывал о военной подготовке, о технике, на которой обучали. Это было очень заманчиво. Так что я об этом училище узнал где-то в классе пятом… Нас семь человек из района поехали после десятилетки в Ташкент. А поступил из семерых я один. Физподготовка оказалась на высоте, и физику с математикой хорошо сдал, — вспоминал Сергей Андреевич.

Через четыре года — командир

Четыре года, с 1985-го по 1989-й, Сергей Богушевич ходил в форме с курсантскими погонами. Учился по специальности инженера по эксплуатации колесно-гусеничных машин. Усердно осваивал военную науку, набирался знаний и навыков, без которых нет танкиста-командира. Училище  со славными боевыми традициями, было основано на заре Советской власти, в 1918 году.

Как давно это было: присяга на строевом плацу, физзанятия, марш-броски, лекции в аудиториях и занятия в мастерских, увольнения в город Чирчик, где находилось Ташкентское танковое училище, письма домой родителям и Елене, которая станет его женой… О курсантском братстве и заботливых отцах-командирах он с благодарностью вспоминает до сих пор.

— Очень много времени уделялось изучению материальной части боевых машин и их вождению. Танк Т-62 был у нас тогда профильным, а досконально изучали Т-72, самый массовый послевоенный советский танк. На нем мы отрабатывали вождение. А на Т-34 проехать не удалось, они к тому времени стояли как памятники, — сокрушался Сергей Богушевич.

Его понять можно. Позже, когда он получит назначение в 1-ю танковую дивизию – преемницу боевого 1-го танкового Инстербургского Краснознаменного корпуса, то вживую увидит тех ветеранов-танкистов, которые на легендарных Т-34 выиграли Великую Отечественную войну, услышит их рассказы о том, как били и давили фашистов, как горели в танках, погибали в боях… То безмерное уважение к этим людям будет сродни отношению к боевым «тридцатьчетверкам».

Место службы – Калининград

После жаркого Узбекистана Сергей Богушевич получил направление для прохождения службы в Прибалтийский военный округ и прибыл в Калининград. 29 лет прошло с тех пор!  Его первой должностью была должность командира танкового взвода в 1-й танковой дивизии — войсковой части 18885.

— Но я был за штатом. Тогда зампотех (заместитель командира по технической части) Сергей Алексеевич Коротеев, узнав об этом, предложил мне перейти в его подчиненную часть № 12328, в 79-й отдельный ремонтно-восстановительный батальон – рембат — на должность командира взвода спецработ. Я согласился. Так с командной должности перешел на инженерную, — пояснил Сергей Андреевич.

Но командиром С.А. Богущевич все же остался. Впоследствии служил командиром взвода специальных работ, начальник мастерской, старшим инженером. После расформирования войсковой части  в 1996 году был назначен на должность командира роты материального обеспечения войсковой части 39434 г.Калининграда. В июне  1997 года назначен на должность заместителя командира разведывательного дивизиона по вооружению в войсковую часть № 41603 (244-я артиллерийская бригада), служил начальником автомобильной службы БХВТ-3598, заместителем командира по вооружению.

За 15 лет лейтенант С.А.Богушевич прошел путь до подполковника.  Калининград стал его второй родиной: здесь он служил, здесь  обзавелся семьей. Он дождался, пока его Елена, с которой он дружил со школы, окончит Брестский педагогический институт, и сделал ей предложение. В Калининграде у них родилось две дочери, которые уже сами стали мамами.

Начальник технической школы ДОСААФ

В начале 2004 года Сергею Андреевичу Богушевичу предложили должность начальника Калининградской объединенной технической школы РОСТО (ныне — ДОСААФ). Он принял предложение, поскольку его заинтересовала новая работа. До 2009 года некоторые руководящие должности оборонной организации занимали кадровые военнослужащие. Они, работали в РОСТО от Министерства обороны, иными словами — были командированы в организацию от Вооруженных сил. В 2007 году школе был присвоен первый разряд, а С. А. Богушевич получил звание полковник.  В 2009 году в бытность Министра обороны А.Э. Сердюкова, должности откомандированных в РОСТО, сократили из штата Минобороны.

— Когда в 2004 году я пришел в объединенную школу РОСТО, то был единственным военнослужащим, а персонал – гражданский. Мне пришлось перестраиваться, советоваться со старшими, учиться. На первых порах очень помог и многому научил меня Николай Николаевич Гаврилюк, который был начальником кадровой службы в 11-гвардейской армии, а в нашей объединенной школе РОСТО — заместителем начальника школы по учебной части, — вспоминал Сергей Андреевич. – В коллективе – больше ста человек и несколько направлений работы. Морская школа, радиошкола, автомобильная школа – и по каждой установлены свои задания по подготовке специалистов. До 2008 года для Балтийского флота мы готовили связистов, рулевых сигнальщиков, водолазов, а на коммерческой основе – водолазов-спасателей для «Лукойла» и рыбного порта. С 2008 года мы стали вести подготовку преимущественно по водительским специальностям различных категорий, морская школа и радиошколы были упразднены, а с 2010 года наше профессиональное образовательное учреждение стало именоваться Калининградской объединенной спортивно-технической школой (КОСТШ) ДОСААФ России.

Новое время диктовало и новые условия деятельности оборонной организации Калининградской области. Начиная с 2012 года, в КОСТШ происходят коренные преобразования, касающиеся материально-технической базы обучения.

— В связи с новыми требованиями Министерства обороны, мы сдали всю бензиновую технику – автомобили ЗиЛ-130, ЗиЛ-131, а также все обучающее оборудование из аудиторий. В 2012 году произошло полное обновление всей учебной техники, мы получили полноприводные «КамАЗы» и новые «Уралы». Теперь наши курсанты обучаются только на технике, выпущенной после 2012 года. Оборудовали новые учебные классы. По линии Министерства образования и Министерства обороны РФ закупили мультимедийные образовательные программы, мультимедийное обеспечение. Произвели ремонт всех классов, оборудовали их новой мебелью. Произошло полное обновление учебно-материальной базы, произведен качественный косметический ремонт классов, включая замену старых окон на пластиковые. Так что наши курсанты учатся в комфортных условиях, что важно для качественного усвоения материала, — подчеркнул Сергей Андреевич.

И все это время начальник КОСТШ  С.А.Богушевич не переставал учиться. В 2008 году он окончил Северо-Западную академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление», в 2009 году прошел обучение по повышению квалификации на Центральных курсах РОСТО (ДОСААФ) по программе руководителя образовательного учреждения. Кроме того Сергей Андреевич сдал экзамены по управлению всеми видами транспорта, в том числе, маломерными судами, за исключением автобуса с прицепом (категория DE).

Нельзя сказать, что трудные времена остались в прошлом. Тем не менее, коллектив КОСТШ ДОСААФ России во главе со своим руководителем с оптимизмом смотрит в будущее. За минувшее десятилетие остались стабильными цифры количества подготовленных специалистов массовых технических профессий – более 1600 человек в год. Также уверенно выполняется государственное задание по подготовке специалистов по военно-учетным специальностям для Балтийского флота. Сегодня в КОСТШ будущих защитников Родины обучают по таким специальностям, как водитель категорий «С», «D», «Е», водитель-электромеханик. КОСТШ – единственное образовательное учреждение в области, где ведется подготовка водителей, перевозящих опасные грузы (топливо, боеприпасы и др). Так что все водители, работающие в частях Балтфлота по транспортировке опасных грузов, прошли обучение и переподготовку в КОСТШ ДОСААФ России.

— Итоги работы говорят о том, что коллектив автошколы успешно справляется с поставленными задачами, — отметил Сергей Андреевич. — . Больше всех мы обучаем профессии водителя категории «С» — около пятисот человек в год. Эта специальность востребована как в армии, так и на «гражданке». Программа подготовки очень профессионально составлена, еще в советские времена, с учетом рекомендаций научно-исследовательских институтов. Но в настоящее время ее дополнили, добавили больше часов по практическому вождению, что совершенно оправдано в связи с увеличением транспортного потока на дорогах.

Как рачительный хозяин, Сергей Андреевич, говорит о дальнейших планах развития, чтобы полученные доходы направить на поддержку спорта, проведение военно-патриотических и спортивных мероприятий. Речь идет о подготовке по новым востребованным специальностям — судоводителя маломерных судов и матроса-спасателя, переподготовке на базе среднего профессионального образования поваров и техников-технологов. В планах — открытие школьной столовой для учащихся школы «Росток», создание на базе существующего автосервиса учебного комбината, по типу тех, что были в советское время, где могли бы обучать профессии автослесаря, электрика, кузовного механика старшеклассников школ и учащихся колледжей и техникумов. А девочек обучать женским профессиям — мастер маникюра, парикмахер и другим.

— В свое время мы уже к десятому классу имели специальность. В нашей технической школе также у старшеклассников есть возможность получить права водителя категории «В» и ездить на автомобиле уже с 18 лет. Я бы даже рекомендовал ребятам учиться профессии водителя смолоду, потому что в молодости знания намного быстрее усваиваются, а со временем идет только  наработка профессиональных навыков. В своей работе я стараюсь использовать лучший опыт прошлых лет, в том числе в деле профессионального становлении молодых, выборе специальности, чтобы они с уверенностью смотрели в будущее… Ведь мне в жизни пригодилась   специальность водителя грузовика, которую я получил в школе… А опыт и образование – дело наживное. Было бы желание, — убежден Сергей Андреевич.

С. А. Богушевич с радостью говорит о заметных успехах юных спортсменов, которые занимаются в секции кёкусинкай каратэ и завоевывают призовые места во всероссийских и международных турнирах; о первых победах ребят из Федерации прыжков на батуте. Такая секция – единственная в городе и базируется она в спортзале регионального отделения ДОСААФ. Есть достижения в секции робототехники, куда потянулись будущие инженеры и технари. Эти направления он как руководитель автошколы поддерживает и не делает прибыль на детском спорте, предоставляя помещения для занятий на безвозмездной или на льготной основе. Сергей Андреевич говорил, что до 2005 года секция мотоспорта  и коммунальные услуги дотировались из муниципального бюджета. Ежегодно на эти цели выделялось 5 миллионов рублей. Сегодня на оплату коммуналки школа зарабатывает сама, но на развитие технических видов спорта средств явно не хватает.

Но начальник технической школы не ждет, пока кто-то решит проблемы, касающиеся его коллектива. Он привык брать ответственность на себя — так воспитали его родители, школа, военное училище, армия. Все, кто знает Богушевича, уверены — он точно найдет мудрое решение в сложной ситуации.

В эти июльские дни Сергей Андреевич, как и его коллеги по региональному отделению ДОСААФ, занимается подготовкой к проведению ежегодной патриотической акции «Агитационно-экологический сплав» по реке Анграпа. Около 60 человек будут участвовать в сплаве, а Сергей Андреевич — второй год в качестве руководителя похода. Такой это интересный и надежный человек, с характером крепким — как броня танка.

х х х

Сергей Андреевич Богушевич награжден:

— нагрудным знаком «За самоотверженный ратный труд ТуркВО»;

— медалью  Суворова;

— медалями «За отличие в военной службе I, II, III степени»; «70 лет Вооруженных Сил СССР»; «За воинскую доблесть»; «300 лет Балтийскому флоту»; «200 лет Министерству обороны», «50 лет Победы в Великой Отечественной войне», «55 лет Победы в Великой Отечественной войне»; «70 лет 11-й гвардейской армии»; «60 лет ОСОАВИАХИМ – ДОСААФ — РОСТО»; «80 лет ОСОАВИАХИМ – ДОСААФ — РОСТО»; «85 лет ОСОАВИАХИМ — ДОСААФ России»; «Первый трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин»; «90 лет ДОСААФ»; «В честь 60-летия Калининградской области»; «70 лет Калининграду»;

— орденами ДОСААФ России «За заслуги» I, II, III степеней;

— Грамотами и Благодарностями председателей РОСТО и ДОСААФ России, командования Балтийского флота и других.

Текст и фото: Тамара Волкова.

от psp1953

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.